НАШИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

Богородская фабрика художественной резьбы по дереву

Село Богородское (ныне городское поселение) - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур – Богородской деревянной игрушки, известной на весь мир. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

В настоящее время на территории поселения работает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, которая является продолжателем народных традиций богородского народного художественного промысла резьбы по дереву. При фабрике создан музей, в котором представлены резные панно и мебель, резная и токарная игрушка, художественная деревянная скульптура. Отдельно для желающих проводится мастер-класс, где опытные мастера от чурочки до готового изделия демонстрируют ход работы и помогают собрать игрушку из сделанных полуфабрикатов. Гостям музея предлагают познакомиться с крестьянским бытом в настоящей русской избе за кружкой чая и пирогами из русской печи.

На территории Богородской фабрики создан парк, в котором Вас ждет встреча со сказочными героями и, конечно, с главным символом богородской игрушки - медведем.

 

 

Богородское художественно-промышленное училище

Зародившееся в середине XVII века в селе Богородское, ремесло вобрало в себя много вековой опыт мастерства, основанный на коллективном творчестве мастеров прошлого, демонстрируя и сегодня свое плодотворное развитие в общем русле отечественной культуры.

В 1913 году в Богородском организована Кустарно-игрушечная резная артель и открыта Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву. Важным направлением её деятельности стала подготовка инструкторов по резному делу не для богородского промысла, а для других регионов. Однако, война 1914 г., а потом революция и гражданская война во многом подорвали творческий рост богородского промысла. Лишь в 1922 году в Богородском была восстановлена профтехшкола, где шло профессиональное художественное и общеобразовательное обучение, с тем, чтобы систематически пополнялись кадры резчиков.

С 1990 года Богородское художественно-промышленное училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Целью деятельности училища стала подготовка дипломированных специалистов, объединяющих в себе художественные и профессиональные знания, навыки технологического и экономического процессов по производству художественной резьбы по дереву.

В 2011 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Богородский художественно-промышленный техникум реорганизован в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» в качестве обособленного структурного подразделения (филиала) с наименованием «Богородский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Высшая школа народных искусств (институт)».

Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места. За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

 

 

Загорская ГАЭС

Главным достижением современности, которое создали люди, живущие в Богородском, является Загорская гидроаккумулирующая электростанция. Прекрасные виды на сооружение Загорской ГАЭС впечатляют своей красотой.

Загорская ГАЭС - единственная в России гидроаккумулирующая станция, способная не только производить, но и аккумулировать (запасать) гидравлическую энергию, превращая её, по мере необходимости, в электрическую.

Работа Загорской ГАЭС, как и других аккумуляторов энергии, заключается в смене двух режимов: накоплении энергии (заряда) и её выдачи потребителям (разряда).

Ночью, когда в энергосистеме избыток генерирующих мощностей, обратимые гидроагрегаты Загорской ГАЭС поднимают воду из нижнего бассейна в верхний, аккумулирующий бассейн. При разряде, осуществляемом в часы максимума нагрузок или в аварийной ситуации в энергосистеме, потенциальная энергия поднятой воды преобразуется в электрическую. При этом вода, срабатываемая из верхнего бассейна в нижний, пропускается через обратимые гидроагрегаты Загорской ГАЭС в турбинном режиме, которые генерируют электрический ток.

Решение о строительстве первой в стране гидроаккумулирующей электростанции такой мощности, в Загорском районе было принято в 1974 году. Два первых обратимых гидроагрегата Загорской ГАЭС были запущены в декабре 1987 году. На полную проектную мощность станция вышла в 2000 году. В январе 2008 года ОАО «Загорская ГАЭС» присоединилось к Открытому акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания». С июня 2008 года предприятие стало называться - Филиал ОАО «РусГидро» – «Загорская ГАЭС».

В настоящее время неподалеку от гидроаккумулирующей станции ведется строительство Загорской ГАЭС-2. Работы по ее возведению начались в 2007 году. Загорская ГАЭС-2 включена в генеральную схему размещения объектов энергетики до 2020 года, одобренную Правительством России.

В октябре 2000 года Загорскую ГАЭС освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Радует, что в последние годы уходящего века создана единственная в России гидроаккумулирующая электростанция, которая будет служить России и её народу», - написал он в Книге почетных гостей Загорской ГАЭС.

 

 

Дом-музей поэта В.Ф.Бокова

В нескольких километрах от административного центра Богородское на берегу реки Гордынь находится небольшая деревня Язвицы. Перед революцией в ней находилось промышленное заведение – шерстопрядильная фабрика московского купца Павла Медникова. Сегодня Язвицы известны не только в России, но и за ее пределами. Здесь родился и вырос наш великий земляк, истинно русский поэт Виктор Федорович Боков. Это автор таких популярных песен как «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет», «Песня-сказ о Мамаевом кургане», «Колокольчик», «Я назову тебя зоренькой» и многих других, а также собиратель народного фольклора, в его репертуаре более 10000 частушек. Опубликовано 45 сборников стихов поэта и более 150 песен. В сентябре 2003 года в деревне Язвицы открыт Дом-музей его имени. Наряду с личными вещами поэта, в музее представлено множество подарков, которые являются как бы символами признания российского народа народному поэту-песеннику. Общая тема экспонатов посвящена творчеству Виктора Бокова, знаменательным вехам его литературной деятельности и его жизни. В музее проводятся тематические выставки, фестивали, творческие встречи.

 

 

Тихвинский храм села Титовское

Русская Православная Церковь, Московская епархия, Сергиево-Посадское благочиние

Престольный праздник: Тихвинская икона Божией Матери – 09 июля, главный престол
Великомученика Димитрия Солунского – 08 ноября
Храмовые праздники: Сщмч. Василия Парийского – 08 декабря
Настоятель: протоиерей Георгий Михайлович Кузнецов, 1954

Краткая история

Село Титовское в начале XVII  в. в переписных книгах значилось за боярином Пименом Васильевым. В это время здесь была уже церковь во имя великомученика Димитрия Солунского «древяна ветха без пения». К 1689 г. местным помещиком Максимом Григорьевым она «была исправлена, и в ней началось богослужение».

В 1758 г. иждивением помещиц Киреевской, Квашниной и Муравьевой вместо деревянного построили каменный храм с трехъярусной шатровой колокольней.

Первоначально в церкви было три престола: центральный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и два придела — во имя святых праведных Захарии и Елисаветы и великомученика Димитрия Солунского.

В 1883 г. первый боковой придел был упразднен.

Перед началом Великой Отечественной войны храм закрыли. В нем хранили картофель, зерно и химические удобрения. От храма к концу ХХ в. остались руины.

Возобновилось богослужение 10 апреля 1993 г. Особым почитанием пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. С обратной стороны иконы подпись: «Сей святой образ написан с чудотворного образа во святой обители Тихвинской, мерою и изображением точно с того чудотворного образа Пресвятой Богородицы обещанием вдовы Настасии Квашниной 1756 года, декабря 6 дня». Эта икона в годы гонений чудом сохранилась в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1998 г. храмовая святыня вернулась в Тихвинскую церковь. Трудами настоятеля и прихожан разрушенная церковь уже восстановлена, и сейчас в ней регулярно по праздничным и воскресным дням совершается богослужение.

При храме работает церковноприходская школа для обучения детей в начальных классах.

Источник http://www.spblago.ru

 

 

Тихвинский храм села Выпуково

Русская Православная Церковь, Московская епархия, Сергиево-Посадское благочиние

Престольный праздник: иконы Божией Матери Тихвинская (9 июля)
Настоятель: священник Максим Петрович Каскун, 1976
При храме имеется библиотека и воскресная школа.

Из истории:

Село Выпуково при речке Кунье находится в 35 км от Сергиева Посада и впервые упоминается в 1510 г. в духовном завещании боярина Петра Михайловича Плещеева.

В 1522 г. владельцы села Выпуково, внуки боярина П.М.Плещеева, Иван и Никита променяли его Троице-Сергиеву монастырю на село Милославское в Кашинском уезде.

В начале XVII в. Выпуково с деревнями пострадало от польско-литовского нашествия. В 1764 г., когда упразднили монастырские вотчины, оно перешло в казенное ведомство.

В сотной книге Троицкого монастыря 1562 г. значится: «в селе Выпуково церковь Иван Креститель да в приделе Никола Чудотворец».

В 1771 г. к церкви пристроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1796 г. Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, благословил строительство нового каменного храма с главным престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери и приделом во имя Иоанна Крестителя. Придельный храм освятили в 1803 г., главный — в 1808 г. В это же время построили и каменную колокольню. Деревянный храм сгорел в 1802 г., на его месте поставили небольшую каменную часовню.

Каменный храм существует и ныне. Престолов в нем два: в холодном — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в теплом приделе — в честь Рождества Иоанна Предтечи. Из святых икон особо чтимы Тихвинская икона Божией Матери в ризе и «Неопалимая Купина».

В 1936 году храм закрыли. Вскоре сбросили колокола. Священник Иоанн Богоявленский был арестован и погиб на лесоразработках. Храм стоял до 1960-х гг. и поддерживался прихожанами, после смерти хранительницы ключей, подвергся осквернению. Иконы, книги, утварь, по рассказам очевидцев, увезли в музей, а храм использовали для хранения зерна.

В 1990 г. руины храма возвратили Церкви. С 1991 г. началось его восстановление. В праздник Рождества Христова впервые совершилась Божественная литургия. В восстановлении храма участвовали служащие и рабочие Краснозаводского химического завода.

Источник http://www.spblago.ru

 

 

Успенский храм села Муханово

Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа, главный престол
прор. Илии, 2 августа
прп. Ксефонта и Марии, 8 февраля

Настоятель: священник Михаил Александрович Дольник, 1973
Приписные храмы: часовня прп. Серафима Саровского

Из истории

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы поселка Муханово находится в 30 километрах от Сергиева Посада в живописной местности. Поселок (бывшее село Успенское – Новинки – Круглышево) расположился на двух берегах ручья Рассоловки (в прошлом – Куньемы), левого притока реки Дубны. Поселок Муханово – бывшее родовое поместье дворян Мухановых, чьи представители занимали высшие государственные посты, блистали при императорском дворе, вращались в известных литературных кругах, были благотворителями и глубоко религиозными людьми.

Впервые поселение было упомянуто в документах 2-й половины XVII века как частное село Новинки и деревня с точно таким же названием. Село состояло из двора вотчинника – думного дьяка Данилы Поляновского, деревянной Успенской церкви, скотного двора; деревня – из одного крестьянского двора. Церковь появилась в селе не позже 1677 г.

В 1755 г. на средства помещика Ильи Ипатовича Муханова (1724 – 1790) в селе возвели каменную церковь с приделами в честь св. пророка Илии и прпп. Ксенофонта и Марии. Менее, чем через сто лет, в Муханово была построена Вознесенская кладбищенская церковь (1827) без колокольни. Сельское кладбище стало местом упокоения знатных землевладельцев.

В XIX веке приход Успенской церкви включал в себя не только село, но и 13 деревень, в которых числилось более 800 ревизских душ. Церковный притч по штату состоял из священника и псаломщика. При храме действовала церковно-приходская школа и была устроена богодельня. В 1936-1937 гг. церкви снесли.

В 1995 г. в Муханово образовалась православная община и возобновились богослужения, которые совершаются и до сих пор в каменном здании уцелевшей церковной сторожки, построенной в 1-й пол. XIX в.

Источник http://www.spblago.ru

 

 

Богородское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Настоятель подворья: протоиерей Роман Алексеевич Колесников,
Штатный священник: Олег Борисович Гладких.
При храме работает воскресная школа.

Из истории

Село Богородское, расположено по нижнему течению реки Куньи (левого притока реки Дубны) в живописном зеленом оазисе Сергиево-Посадского района. Есть сведения, позволяющие утверждать, что это святое место связано с житием Игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского – основателя мужской обители Троице-Сергиевой Лавры. Эти края он исходил пешком в поисках места для строительства своей церкви в честь Святой Троицы. Издавна в этих местах занимались резьбой по дереву. Есть сведения, что и великий русский святой земли Радонежской, подвизаясь в посте и трудах, умел резать красивые детские игрушки, которые он потом раздаривал…

Первое упоминание о селе Богородицкое, встречается в духовной грамоте московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, написанной им в августе 1491 года. Свое название село получило от названия храма в честь Пресвятой Богородицы, позднее в честь Успения Божией Матери, который на протяжении 200 лет был единственным храмом в Рождественской волости. Потомки рода Плещеевых становились чернецами Троице-Сергиева монастыря. Село то делилось на части, уходя по завещанию, то оказывалось в одних руках. К середине XVI века в Успенской церкви был устроен придел пророка Илии.

В октябре 1595 года власти Троице-Сергиева монастыря выменяли поместье. С этого времени на протяжении 150 лет Богородицкая вотчина находилась в ведении Троице-Сергиева монастыря. Во времена польско-литовского нашествия в XVII веке земли в центральной части Московской губернии были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Троице-Сергиева монастыря, возродились лишь четыре, среди них Богородское, так оно теперь называется, но уже как бесхрамовая деревня.

В 1998 году, по благословению Святейшего было учреждено Богородское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Местные жители попросили проводить службы в их поселке. Для этих целей приспособили одноэтажную каменную постройку. В короткий срок к ней были пристроены два помещения и получился небольшой деревянный храм. Он был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

14 октября 2000 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было освящено место под строительство каменного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Сейчас Успенский храм практически построен и со внешней стороны отделан, осталось привести в порядок внутреннее убранство.

Источник  http://www.stsl.ru

 

 

Школьный музей "ПАМЯТЬ" село Муханово

15 сентября 1882 года александровский купец Егор Гордеевич Добровольский в своем двухэтажном доме открыл начальное народное училище, предоставив одну из комнат дома, площадью 120 квадратных аршин, для размещения 60-65 учеников и согласившись жаловать ежегодно на жалованье учителям 300 рублей. Остальные средства – на приобретение книг, учебных пособий, освещение, отопление, составлявшие 335 рублей, обязывалось выплачивать земство.80% учеников составили дети успенских крестьян и работников стекольного завода, остальные приходили из окрестных деревень даже за 5 и 7 верст. Для обучения их с сентября по май заранее были приобретены необходимые учебные пособия и оборудован ночлежный приют для пользования им при непредвиденном воцарении дурной погоды.

Потомки основателя школы Е.Г.Добровольского играют не последнюю роль в современной науке. Н.В.Добровольская, правнучка купца, всю жизнь посвятила составлению географических карт и атласов. С.Г.Добровольский, праправнук, автор 100 научных трудов по океанологии, гидрологии, климатологии, лауреат Премии Национального Совета Научных Исследований США, принимавший участие в экспедициях на научно-исследовательских судах: «Витязь», «Дмитрий Менделеев» и др., работает с 1976 года в Институте водных проблем РАН.

Сергей Гаврилович и Нина Викторовна поддерживают дружеские отношения с Мухановской средней школой, посещая её каждый год 15 сентября 1882 года.

Одним из первых выпускников школы стал поэт и прозаик, приятель С.Есенина Семён Фомин, автор 5 сборников стихов и рассказов, автобиографической повести о своей малой родине, изданных в 1914-1958 годах, и ещё букваря, опубликованного миллионным тиражом, по которому занималась вся провинциальная Россия.

Да и в последующем выпускники высоко держали честь своей школы, став уважаемыми людьми, посвятив себя науке, военной службе или продолжив семейные учительские династии, честно выполняя свой долг. Так, например, Яблоков Александр Александрович стал гляциологом, участвовал в 11 высокогорных зимовках, 66 экспедициях по горам Тянь-Шаня, Памира, Кавказа, является автором 30 научных статей,15 книг,70 рассказов, очерков в литературных журналах; Петров Виктор Михайлович, золотой медалист 1952 года, выпускник физического факультета МГУ, автор более 200 научных работ, обладатель 100 патентов на изобретения в области физики, заведующий кафедрой материалов радиоэлектроники в МИРЭА; Палагин Юрий Николаевич, айсберг педагогики, член Союза писателей, лауреат литературной премии имени Бунина, автор четырехтомника «Русские и зарубежные писатели о Сергиевом Посаде» Кудинов Геннадий Алексеевич, современный исследователь династии Мухановых, краевед, автор нескольких книг о Муханово и близлежащих деревнях.

Историю села Муханово от первого упоминания в исторических документах до современности бережно собирают и хранят в школьном музее «Память».

В экспозиции музея представлены бесценные экспонаты - вещи военных лет: советская и немецкая каска, солдатский ремень, зажигалка, штык от винтовки, бушлат и сапоги моряка - краснофлотца, медали и конечно же, письма с войны, каждое из которых - это частичка души солдата, кусочек его сердца!

Вторая экспозиция посвящена русскому народному искусству. В экспозиции представлены предметы народного искусства русской деревни: резьба и роспись по дереву, керамика, вышивка, кружевоплетение, отдельные предметы и целые комплексы женской и мужской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Элементы позволяют представить мир русской деревни во всей своей полноте и реальности.